Технический комитет 144

Доработка проекта Технического регламента ЕАЭС "О безопасности ЗиС, СМиИ"

Оффлайн Жиляев Константин Алексеевич

  • заместитель председателя ТК 144
  • **
  • 135
    • Просмотр профиля
Уважаемые коллеги!


Для целей доработки проекта Технического регламента ЕАЭС "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий" приказом Минстроя России от 17 июля 2017 г. №1001/пр создана рабочая группа в состав которой включен и наш технический комитет.


13 сентября 2017 г. состоится первое заседание данной рабочей группы на площадке ЕЭК с участием уполномоченных представителей Российской Федерации, Республики Беларусь, Республика Казахстан, Республики Армения и Киргизской Республики.


В этой связи, предлагаю обсудить проект технического регламента для выработки нашей позиции к заседанию рабочей группы.


Материалы здесь, на форуме, во вложении. Свое мнение просьба также размещать на форуме.

От ЕЭК ожидались до 25 августа "актуализированные замечания и предложения по проекту Протокола и пояснительной записке. Они поступили? Если да, можно с ними познакомиться? 

Оффлайн Жиляев Константин Алексеевич

  • заместитель председателя ТК 144
  • **
  • 135
    • Просмотр профиля
Все, что есть, здесь. Других материалов нет.

Коллеги, обратите, пожалуйста, внимание на Приложение 1, п. 3 "3.Строительные материалы и изделия для изготовления, возведения и (или) монтажа строительных конструкций и систем инженерного обеспечения зданий и сооружений- из разделов V,VI, VII, IX, XIII, XV,XX ТН ВЭД ТС". Учитывая крайнее несовершенство кодов, очень многие материалы, по факту выводятся из-под действия Техрегламента. Как может быть построено здание в соответствии с требованием Техрегламента, если большая часть материалов будет выведена из-под его действия?
С уважением, Анна Молчанова
Национальный кровельный союз
E-mail: molchanova@roofers-union.ru
Skype: anna_anatolievna_molchanova

ТР находится в разработке уже много лет без заметного прогресса. Учитывая, что замечания и предложения к Протоколу от стран-участниц отсутствуют (или недоступны нам?), велика вероятность, что принятие ТР и дальше будет пробуксовывать, по разным, не зависящим от нас причинам.
Для нас (производителей строительных материалов и изделий, а также ТК 144) важно защитить рынок от фальсифицированной, низкокачественной продукции, создать цивилизованный, общий для стран ЕАЭС рынок строительных материалов и изделий.
Поэтому в случае, если в очередной раз не будет достигнут консенсус по ТР, можно было бы предложить для начала быстро, на базе имеющихся наработок, разработать и принять ТР ЕАЭС по безопасности строительных материалов и изделий. Это упростит общую задачу и создаст исходную базу для продвижения работы над ТР по безопасности зданий и сооружений. 

Оффлайн Горохов Алексей Юрьевич

  • Руководитель ПК4
  • **
  • 24
    • Просмотр профиля
Коллеги, обратите, пожалуйста, внимание на Приложение 1, п. 3 "3.Строительные материалы и изделия для изготовления, возведения и (или) монтажа строительных конструкций и систем инженерного обеспечения зданий и сооружений- из разделов V,VI, VII, IX, XIII, XV,XX ТН ВЭД ТС". Учитывая крайнее несовершенство кодов, очень многие материалы, по факту выводятся из-под действия Техрегламента. Как может быть построено здание в соответствии с требованием Техрегламента, если большая часть материалов будет выведена из-под его действия?

В ближайший месяц Минпромторг России планирует утвердить собирательную классификационную группировку промышленности строительных материалов на основании общероссийских классификаторов ОКПД2, ОКВЭД2 и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТН ВЭД ЕАЭС. Утверждённую товарную номенклатуру строительных материлов ТН ВЭД ЕАЭС следует использовать и для ТР ЕАЭС


В связи с получением от Администрации форума ТК 144 проекта Технического регламента ЕАЭС "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий" сообщаем следующее.
 [font=]Проект технического регламента содержит целый ряд концептуальных замечаний, в том числе - отказ от основополагающего принципа технического регулирования – «добровольности применения стандартов» приведет к непредсказуемо-негативным последствиям в т.ч. повлечет за собой разрушение сформированных систем стандартизации и технического регулирования как Евразийского экономического союза (далее - Союз) так и Российской Федерации (далее - РФ).[/font]
[font=]Необходимо отметить, что:[/font]
[font=]- такие виды документов как строительные нормы и своды правил по проектированию и строительству отсутствуют как в системе стандартизации Союза, так и РФ. На уровне Союза не установлены механизмы разработки строительных норм Евразийского экономического союза и сводов правил по проектированию и строительству Евразийского экономического союза, не ясно, кто, когда и как может разрабатывать данные виды нормативного документа. Необходимо отметить, что вида документа как строительные нормы в системе стандартизации РФ не существует (см. ст. 14 № 162-ФЗ). Обязательное применение документов противоречит принципам национальной стандартизации (см. ст. 4 № 162-ФЗ) и принципам технического регулированиям (см. ст. 51 Договора). Также необходимо отметить, что в соответствии с № 184-ФЗ обязательные требования могут устанавливаются только в технических регламентах. Такого вида документа как свод правил по проектированию и строительству в системе стандартизации РФ также не существует (см. ст. 14 № 162-ФЗ). Введение новых видов документов (строительные нормы, своды правил по проектированию и строительству) не попадающих в сферу регулирования № 162-ФЗ разрушит сформировавшуюся систему стандартизации РФ и создаст отдельную отраслевую систему стандартизации параллельно существующую с национальной. В одном из проектов изменений в статью 6 (№ 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений») предлагалось наделить Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства (Минстрой) полномочиями по организации, разработке и утверждению нормативных документов обязательных к исполнению (строительные нормы), что в свою очередь приведет к созданию автономной системы нормативных документов в строительстве вне национальной системы стандартизации, предусмотренной № 162-ФЗ и признанной в международных системах стандартизации и не обеспечит открытость разработки документов и участие в ней всех заинтересованных лиц (имеется реальный негативный опыт, когда ФОИВ, ответственный за разработку (обновление) сводов правил не учитывает замечания, поступающих от экспертного сообщества), а также достижение консенсуса (нарушение принципов стандартизации, см. ст. 4 № 162-ФЗ), т.е. повлечет возврат узковедомственного нормотворчества, сдерживающего развитие строительного комплекса и смежных с ним отраслей экономики, а также разрушит гармонизацию с нормативно-техническими документами государств-членов Союза и создаст дополнительные барьеры в виде дополнительных обязательных требований, устанавливаемых отдельными ведомствами;[/font]
[font=]- в РФ с 2003 года (со дня вступления в силу № 184-ФЗ «О техническом регулировании») до 2009 года (до дня вступления в силу № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений») все документы по стандартизации были добровольного применения и ни каких негативных последствий за более чем 6 лет деятельности обнаружено не было. Документы по стандартизации включались и включаются в контрактную документацию и становятся обязательными для применения контрагентами, т.е. нет необходимости в создании как новых видов нормативных документов обязательных к исполнению (строительные нормы), так и необходимости в создании специальных перечней документов, обязательных для применения;[/font]
[font=]- сейчас в Союзе действует эффективная система создания доказательной базы техническим регламентам за счет формирования соответствующих перечней (см. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 306). Формируются два приоритетных перечня: Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Союза и Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Союза и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, причем при отсутствии единого подхода к анализу рисков, вышеупомянутые Перечни являются, по сути, обязательными для применения при оценке соответствия.[/font]
[font=]Наравне с указанными выше концептуальными замечаниями, проект документа имеет целый ряд критических замечаний и нарушений действующего законодательства, а именно проект технического регламента:[/font]
[font=]- имеет структуру не соответствующую Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 21.08.2015 №50;[/font]
[font=]- предусматривает применение целого ряда категорий нормативных документов, таких как свод правил по проектированию и строительству Евразийского экономического союза, специальные технические условия, строительные нормы Евразийского экономического союза, которые не предусмотрены Договором о Евразийском экономическом союзе. В соответствии со Статьей 52 Договора о Евразийском экономическом союзе для выполнения требований технического регламента Союза и оценки соответствия требованиям технического регламента Союза на добровольной основе могут применяться международные, региональные (межгосударственные) стандарты, а в случае их отсутствия (до принятия региональных (межгосударственных) стандартов) – национальные (государственные) стандарты государств-членов. И, как следствие, не ясна необходимость введения термина «нормативный документ»;[/font]
[font=]- требует конкретизировать определение термина «строительное сооружение», т.к. словосочетание «определенных функций» не дает никакой конкретики и имеет неоднозначность трактовки данного термина;[/font]
[font=]- содержит определение термина «существенные характеристики», который не дает однозначного понимания и ясности, так же отсутствует определение термина «базовые требования к зданиям и сооружениям»;[/font]
[font=]вводит новый вид документа – техническое свидетельство о пригодности, в котором должны быть приведены существенные характеристики продукции. Данный вид документа отсутствует в Договоре о Евразийском экономическом союзе, а само название документа – «свидетельство» однозначно указывает на то, что данный вид документа подтверждает соответствие продукции требованиям, а не регламентирует их, т.е. является неким аналогом сертификата соответствия или декларации о соответствии, что также противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе;[/font]
[font=]- статья 12 полностью противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе, а также Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. N 306 "Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения перечней международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов государств – членов Таможенного союза, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия";[/font]
[font=]- вводит единую систему нормативных документов в строительстве, при том, что у каждой из отраслей строительства (дорожное хозяйство, железнодорожный транспорт) введены свои технические регламенты, учитывающие специфику конкретной отрасли и соответствующие им стандарты;[/font]
[font=]- устанавливает в п.2 статьи 13, что перечень и порядок применения форм оценки соответствия устанавливается законодательством государств-членов Союза, что противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе, устанавливающем единство правил, процедур и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;[/font]
[font=]- содержит в п.3 статьи 13 форму оценки соответствия в виде «контроля технологических процессов производства продукции, осуществляемый изготовителем», при этом сама процедура проведения оценки соответствия в такой форме не определена;[/font]
[font=]- устанавливает в п.5 статьи 13 дополнительные барьеры для ведения деятельности путем введения дополнительной процедуры в форме «подтверждения пригодности», которая, фактически, является аналогом установленных Договором о Евразийском экономическом союзе форм обязательного подтверждения соответствия (сертификация и декларирование соответствия);[/font]
[font=]- вводит понятие «инновационной продукции» и «существенных требований» к ней, при этом отсутствуют какие либо идентификационные признаки такой продукции, а также уполномоченные органы, имеющие право идентифицировать продукцию как инновационную, и попадающую в сферу действия рассматриваемого технического регламента, что позволяет создать коррупционные предпосылки и устраняет границы сферы действия технического регламента и не обеспечивает установление единых требований, что также противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе;[/font]
[font=]- Приложение 1 содержит объекты технического регулирования, при этом разные объекты содержат одинаковые коды ТН ВЭД ТС, что не допустимо, при этом ТН ВЭД ТС в настоящее время заменен на ТН ВЭД ЕАС;[/font]
[font=]- Приложение 3 устанавливает избыточный барьер для ведения деятельности, а также создает коррупционную составляющую для соответствующего органа исполнительной власти, подрывает доверие, дискредитирует и разрушает единство национальной системы аккредитации.[/font]
[font=]Целесообразно схемы и формы подтверждения соответствия гармонизировать с ТР ТС 014/2011, в том числе исключить привлечение к работам при декларировании испытательных лабораторий не имеющих аккредитацию и не внесенных в соответствующий реестр.[/font]
[font=]Особо стоит отметить, что в связи с введением в действие ТР ТС 014/2011 необходимо исключить из объектов технического регулирования проекта технического регламента Евразийского экономического союза: автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них, а также дорожно-строительные материалы и изделия, требования к которым установлены ТР ТС 014/2011. Проект рассматриваемого технического регламента необходимо ограничить только следующими объектами из сферы дорожного хозяйства: улицы населенных пунктов, лесные, сельские и промышленные дороги.[/font]
[font=]На основании вышеизложенного, считаем необходимым провести существенную переработку проекта технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий».[/font]
[font=]Дополнительно стоит отметить, что информация, указанная в пояснительной записке, искажает подходы к стандартизации как в государствах-членах ЕАЭС, так и Евросоюзе, в которых действует принцип добровольности применения стандартов, европейских норм, еврокодов и т.д. При этом пояснительная записка подтверждает факт противоречия проекта технического регламента действующему законодательству и предлагает его изменить, при этом нарушится единый системный подход к техническому регулированию и стандартизации в Евразийском экономическом союзе. [/font]
 

Оффлайн Хромов Алексей Александрович

  • *
  • 5
  • ООО «Пеноплэкс Спб»
    • Просмотр профиля
СВОДКА ЗАМЕЧАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ
к проекту  Технического регламента Евразийской экономической комиссии 
«О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий»


1.   В Российской Федерации действует отличный от предлагаемого проектом Техническим регламентом ЕАЭС (ТР ЕАЭС) принцип правового регулирования, а именно действующий «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не охватывает сферой непосредственного правового воздействия – строительные материалы.
В то время как предложенным на рассмотрение проектом ТР ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» предпринимается попытка подвести под непосредственное правовое регулирование указанного ТР ЕАЭС - строительные материалы и изделия.
Считаем данный подход преждевременным, поскольку подавляющее большинство стандартов на строительные материалы не гармонизированы на уровне ЕАЭС, что создаст благоприятную почву для недобросовестного лоббирования строительных материалов, не отвечающих требованиям современного уровня технологии строительства и наилучших доступных технологий в производстве.
До достижения высокого уровня гармонизации на уровне ЕАЭС стандартов на строительные материалы любые положения, допускающие наднациональное регулирование безопасности строительных материалов, следует исключить из проекта ТР ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», включая (но не ограничиваясь) и положения:
- п.3 ст. 3;
- п.4 ст. 3;
- п.8 ст. 12.

2.   По п.4 ст. 1 и ст. 5 - считаем необходимым подтвердить правомерность использования результатов испытаний строительных конструкций на огнестойкость и пожарную опасность, полученных в ФГБУ ВНИИПО МЧС России (в соответствии с межгосударственными стандартами на соответствующие методы испытаний), на территориях государств-членов Евразийского экономического союза без дополнительных или повторных тестов, по аналогии с положениями, позволяющими продолжать реализовывать технические решения, одобренные до вступления в силу обсуждаемого проекта ТР ЕАЭС.

3.   В статье 3 - считаем важным дополнить перечень базовых требований разделом биологической (в т.ч. микологической) безопасности зданий и сооружений и выделить отдельную статью в составе ТР ЕАЭС (наряду со Статьями 4 «Требования механической безопасности, предъявляемые к зданиям и сооружениям», 5 «Требования пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям и сооружениям», 6 «Санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования, требования охраны окружающей среды, предъявляемые к зданиям и сооружениям» и другими, представленными в настоящем проекте ТР).
В зависимости от характера воздействия агрессивных сред на конструкции зданий и сооружений (и материалы в частности) среды, в которых осуществляется монтаж и последующая эксплуатация, подразделяют в том числе на биологически активные (например, химическое воздействие продуктов метаболизма грибов, бактерий, физико-механическое воздействие корней растений, гифов грибов, обрастание водорослями, лишайниками и т.п.).
В последнее время биоповреждения материалов и конструкций представляют собой эколого-технологическую проблему, имеющую важнейшее значение для народного хозяйства РФ.  В условиях роста и изменения  техногенной среды заметно возрастает интенсивность процессов биодеструкции, что приводит к существенному повреждению строительных материалов и конструкций, снижению долговечности зданий и сооружений различного назначения, возникновению аварийных ситуаций. Возрастающая роль биоповреждений в современных экосистемах признается во всем мире, а потери от биодеструкции достигают колоссальных цифр. Во всех экономически развитых странах этой проблеме уделяется большое внимание, разработаны соответствующие нормативные документы и методики эффективного противодействия биоповреждению строительных конструкций.
В России предпринимается немало усилий для решения данной проблемы. В частности - разработаны отдельные нормативные документы, регламентирующие параметры биостойкости материалов и изделий, экспонирующихся в условиях агрессивных сред. Так, в СП 28.13330.2012 охарактеризованы различные типы агрессивности сред, даны общие указания о способах защиты материалов от биоповреждений, но не приведены соответствующие методики. Единственным документом, посвященным защите строительных конструкций, зданий и сооружений от агрессивных биологических воздействий окружающей среды, с развернутым рассмотрением методик определения степени биостойкости строительных материалов  является РВСН 20-01-2006 (ТСН 20-303-2006), принятый правительством Санкт-Петербурга в 2006 году. Этот документ носит рекомендательный характер, однако его значение трудно переоценить как первую попытку системного решения задач в области защиты материалов от биоповреждений. При его разработке авторы опирались на накопленный мировой опыт, известные ГОСТы и  СНиПы. Вместе с тем, экологическая ситуация в последние годы быстро меняется, а тенденция к возрастанию роли биоповреждений становится все более угрожающей. Кроме того, с момента введения РВСН 20-01-2006 уже накоплен практический опыт работы, разработаны новые методики исследования повреждённых материалов, испытания их на биостойкость.
В настоящее время многие специалисты приходят к понимаю того, что при проведении испытаний необходимо расширять круг тест-объектов (микроорганизмов-деструкторов), причем включать в анализ те виды микробов, которые реально развиваются на данном материале в конкретных условиях среды; использовать различные сочетания микроорганизмов, встречающиеся в природе в виде биопленок и обладающих высокой устойчивостью к внешним воздействиям; менять условия проведения испытаний, максимально приближая их к естественной агрессивной среде; проводить наблюдения за развитием процессов биоповреждений в динамике (от начального этапа заражения материала до видимых изменений под воздействием микроорганизмов-деструкторов).

Оффлайн Жиляев Константин Алексеевич

  • заместитель председателя ТК 144
  • **
  • 135
    • Просмотр профиля
Уважаемые коллеги,


13 сентября 2017 года состоялось заседание указанной рабочей группы.


Заседание носило формальный характер. Замечания и предложения не обсуждались.


Новость Минстроя России по данному вопросу по ссылке
http://www.minstroyrf.ru/press/rabochey-gruppoy-eaes-rassmotren-dokument-po-voprosam-tekhregulirovaniya-stroitelnoy-otrasli-na-terr/